Фев
15

Курская Государственная Филармония Готовится К Прибавлению В Семействе! :-)

Интервью

Предыстория:

Как постоянному слушателю, мне стало известно, что в Курской филармонии действительно очень скоро должно произойти прибавление в семействе. А теперь, эту информацию «по секрету всему остальному свету» я печатаю в своем блоге, чтобы другие тоже порадовались.

«В каком таком счастливом семействе грядет торжественное событие?» - Спросите Вы. Что ж, это не секрет - в семействе клавишных инструментов! Уже предчувствую вопрос: «Неужели в нашей областной филармонии и без того мало роялей?»

Как мне подсказали, в Курской филармонии сейчас четыре таких инструмента, среди которых и новенький красавец «Steinway». Не знаю, много это или мало для такого учреждения как филармония, но дело в том, что речь-то пойдет на этот раз вовсе не о роялях! А о неком достаточно редком для наших дней инструменте, который, предположительно, постоянно до настоящего времени находился в здании на площади Перекальского, где сейчас располагается Курская филармония (еще даже до того момента, как филармония в это здание переехала). Однако прозвучать, хотя бы однажды, в рамках филармонических концертов инструменту было не суждено. Этого, к сожалению, не позволяло его техническое состояние.

А что же теперь? Совсем недавно выяснилось, что инструмент, несмотря ни на что, всё-таки жив! И даже чувствует себя настолько уверенно, что может быть представлен публике уже в одном из ближайших концертов, хотя и долго до этого молчал. Сейчас инструменту пытаются подарить новую жизнь двое работников филармонии: мастер-реставратор Геннадий Пепёлкин и пианист Павел Кушнир. Подробности всей этой истории, а также, что это за инструмент, и в чем его «изюминка», вы узнаете из интервью, которое они согласились дать мне специально для блога «Уголок слушателя Курской филармонии».

Интервью:

Вопрос: - Расскажите, пожалуйста, о том, какой инструмент вы планируете в скором времени продемонстрировать слушателям филармонии? В каком он сейчас находится состоянии, как выглядит?

Павел: - Музыкальный инструмент называется клавесин. Мы с Геннадием Пепёлкиным сейчас работаем над тем, чтобы восстановить его внешний вид, поэтому, пока он находится у нас в процессе реставрации в частично разобранном состоянии. О специфике этого рабочего процесса, Геннадий, думаю, лучше меня расскажет. Недавно корпус покрыли лаком. Первоначальный вид инструмента, в каком я его впервые увидел, показать не могу, а как сейчас выглядит, можешь сфотографировать, если хочешь.

Клавесин

Геннадий: - Инструмент производства ГДР, выпустили их, в свое время, много тысяч. Ориентировочно 1978 года производства. Возможно, это был заказ от Министерства культуры СССР. Их делали в Восточной Германии где-то в 70-х - начале 80-х годов для всего Советского Союза, потому что много очень было филармоний. Подобные инструменты практически в каждой филармонии есть по городам.

Инструмент стандартный, недорогой. Примерная стоимость его на настоящий момент 100 000 рублей. Полностью мы его не разбирали - он не настолько старый, чтобы требовалось полностью его обновить. Внешний вид и отделка у него такая, какой была стандартная мебель времен 70-х годов 20-го века: квадратные ножки, ореховый шпон.

На элементе корпуса инструмента имеется наименование «Lindholm». Трудно сказать, является ли это названием фирмы-изготовителя или же это наименование серии. Возможно, это название серии, потому что видел инструмент примерно такого же дизайна, только двухмануальный – название другое.

lindholm

Это можно, узнать, если выйти в архив Министерства культуры. Но, по крайней мере, фирмы «Lindholm» я в Интернете не нашел. Но видел, что инструменты с такой же маркировкой, бывшие в использовании, предлагаются к продаже.

Вопрос: - Как этот инструмент попал в Курскую филармонию и когда это произошло?

Геннадий: - Курская филармония, прежде чем сюда заселиться, была в здании, где сейчас находится ДШИ №1. А здесь располагался драматический театр им. А.С. Пушкина. Предположительно, когда театр переезжал, этот клавесин остался здесь.

Павел: - Можно сказать, достался по наследству от театра.

Вопрос: - А почему мы, слушатели то есть, до сих пор не видели его на концертах и не знали о его существовании?

Геннадий: - Все музыканты знали, что он строй не держит, поэтому, никто его не рассматривал всерьёз. Когда я его увидел первый раз, это было четыре или пять лет назад, - мне было жалко на него смотреть. Исходя из характера повреждений лакированного покрытия клавесина, можно предположить, что когда-то он использовался как стол. На крышке инструмента были круги, которые могут остаться, например, от горячей чашки. Что-то на него когда-то пролили – на покрытии были следы воздействия жидкости.

Я тогда Красникову Юрию - руководителю ансамбля «Барокко» предложил: давай, говорю, отреставрируем его, пошкурим, пролакируем, - внешний вид приведем в порядок. А он мне сказал, что этот инструмент не строит - то есть, строй не держит. Так он и стоял.

Павел: - Я его обнаружил 2 года назад в 2010-м. Тогда мне тоже пришла мысль по поводу реставрации.

Вопрос: - Как давно клавесин перестал держать строй? На нём ни разу не играли?

Геннадий: - Не знаю, почему он перестал держать строй. Может быть, потому, что туда проникла вода, или на мороз он попал. Он стоял фоном иногда на сцене, как реквизит, когда сказки проходили. А в концертах он не использовался.

Недавно филармония пригласила из Воронежа реставраторов-настройщиков, которые внутри всю механику настраивают, меняют струны, если необходимо. Всего в филармонии 4 рояля. Вот когда они их настраивали, заодно и этот клавесин настроили. Паша посмотрел, что он строй более-менее держит, - решили делать концерт. Строй он держит даже в течение 2-х недель. Этого достаточно, чтобы сделать концерт.

Вопрос: - А на нем уже можно играть?

Павел: - Играть на нём, по-настоящему, можно только когда мы всё закончим. А потом нужно будет попросить Виктора Хмелевского (пианист, заслуженный артист РФ), чтобы он его настроил. Сейчас я не могу тебе его настоящий звук продемонстрировать, потому что мы регистр у него переключили с основного на вспомогательный. Поэтому, звучание сейчас приглушенное, не полное.

Геннадий: - Для переключения регистра, когда нужно звук приглушить, есть механизм специальный прижимной. Поэтому, тут такие штучки сейчас на струнах лежат из войлока или какого-то другого материала.

Вопрос: - В каком концерте мы все сможем услышать звучание этого клавесина?

Павел: - Если мы всё успеем доделать вовремя, это произойдет на концерте «Бах, его сыновья и современники». Он состоится 13 ноября 2012 г. Если кто-то покупал абонемент №10 «Соло и тутти», желтенький такой, этот концерт там есть.

Вопрос: - По-моему, это будет уже второй концерт, где ты будешь исполнять произведения Иоганна Себастьяна Баха. Первый раз это было в прошлом сезоне в абонементе «STEINWAY вечера» - прозвучали «Гольдберг вариации». Теперь вот снова баховская тематика. Это наводит на мысль, что у тебя сейчас период изучения творчества этого композитора. Так ли это?

Павел: - Хочу сказать, что этот концерт будет посвящен не только лишь одному Баху Иоганну Себастьяну. Шапка концерта: «Бах, его сыновья и современники», но я планирую сыграть еще и добаховскую музыку.

Я никогда не играл музыку добаховскую - это будет первый раз в жизни. Естественно, что Баха я играл мало. Ну, он такой не концертный. Пианистами воспринимается немножко как учебный больше. А на сцене его играют достаточно редко и, обычно, мастера, люди, которые всё остальное уже могут очень хорошо.

Вопрос: - Некоторые из сыновей Иоганна Себастьяна стали довольно известными музыкантами. Как и отец, они тоже сочиняли музыку. Планируешь ли ты 13 ноября сыграть что-то из того, что было написано кем-либо из сыновей Баха?

Павел: - Да, конечно. Будет Иоганн Христиан Бах, будет Карл Филипп Эммануил Бах – это уже точно. Какие конкретно произведения прозвучат, пока не могу сказать, с программой концерта еще не определились до конца.

Вопрос: - Баховское наследие, которое включает не только духовную, но и светскую музыку, очень велико. Можно сделать программу, посвященную исключительно творчеству самого И.С. Баха. И всё-таки, «Бах, его сыновья и современники». Почему именно эта тема?

Павел: - Сейчас объясню. Изначально я заявил серию концертов. Я думал, например, что один концерт будет «Бах и сыновья», другой – «Бах и предшественники», третий концерт «Бах и современники», и четвертый - «Бах и его влияние на современную музыку». В этом финальном концерте были бы представлены современные подражатели Баха, т.е., музыка, написанная в 20-м веке. Это было бы уже безумие – Шнитке, а может и покруче. :) Может, даже и я бы что-то сочинил, как посвящение Баху.

Но та программа, что будет подготовлена к 13 ноября - это концентрат на самом деле. Хотя, с одной стороны, помещать в один концерт предшественников Баха и его сыновей может показаться странным. У предшественников Баха одна музыка, а у сыновей - совсем другая. Сыновья Баха, например, Иоганн Христиан – это почти Моцарт.

Вопрос: - А почему странно? Потому, что принято считать Баха-отца своеобразным завершением целой эпохи?

Павел: - Бах – это такая вершина всего мирового искусства, что она работает как водораздел. Да, нас учили, что Бах завершитель, великий подводитель итогов. Но, на самом деле, как мне кажется, смысл в том, что он в себя всё вобрал, и теперь мы рассуждаем, что вот это было до него, а вот это - после. На самом деле, сказать, что он поставил какую-то точку, после чего началось всё другое, нельзя. Потому что, именно у Баха появилось многое из того, что потом определяло развитие музыки. Взять хотя бы «Хорошо темперированный клавир» - именно с него, неправильно понятого, пошла равномерная темперация. А равномерная темперация привела в итоге к двенадцатитоновой системе, к развитию атональной, додекафонной музыки. То есть, очень далеко идущие последствия.

Вопрос: - Можешь назвать нескольких композиторов, чья музыка, возможно, будет исполняться на концерте 13 ноября?

Павел: - Предшественники Баха: Ян Питерсзон Свелинк, Иоганн Якоб Фробергер. Современники: Дитрих Букстехуде, Иоганн Пахельбель, Георг Филипп Телеман. Сыновья: Иоганн Христиан Бах, Карл Филлип Эммануил Бах.

Вопрос: - Как думаешь, быть сыном известного, авторитетного музыканта – это трудно или легко? И легко ли было сыновьям Баха найти свое место в жизни?

Павел: - Трудно. Однозначный ответ и короткий. :) Что касается сыновей Баха, думаю, что свое место в жизни они нашли. Трудно психологически быть сыном известного человека. Но пристроить он их пристроил. Нужно еще понимать, что Иоганн Себастьян – это не первый великий музыкант по фамилии Бах. Это был род Бахов, и до Иоганна Себастьяна Баха в роду тоже было не одно поколение музыкантов. Этот род воспринимался как музыкантский, своеобразные связи были с княжескими и дворянскими семействами. Всё это схвачено.

Вопрос: - Готовясь к этому интервью, я вычитала, что сыновья Баха, выражаясь современным языком, были клавишниками, как и их отец. Играли на разных клавишных инструментах, в том числе, и на клавесине. Мне не понятно, почему никто из них не выбрал какой-то другой инструмент, например скрипку или флейту? Ведь Бах-отец был музыкантом-виртуозом и превзойти его в мастерстве, если и возможно, то очень сложно.

Павел: - Сыновья Баха играли на всех употребительных инструментах того времени, сочиняли музыку и умели в совершенстве импровизировать. Превзойти Баха в мастерстве, конечно, невозможно. Но учти, что любой мало-мальски из себя хоть что-то представляющий музыкант умел играть в ту эпоху на всех самых общеупотребительных инструментах, писать музыку во всех существующих жанрах, импровизировать. Музыкант должен был быть универсалом по определению. Любой. Специализация произошла позднее, с возникновением профессионального образования. Вот как консерватории появились, так специализация и началась. А пока их не было, всё было нормально.

Вопрос: Скажи, «Бах, его сыновья и современники» это твоя авторская программа?

Павел: - Нет. Первоначальная идея, первый толчок – да, мои. Но моей авторской программой нельзя назвать, потому что играть буду не только я, - мы собираемся в значительной мере разбавить, разрядить камерной музыкой и, возможно, даже вокальными произведениями. И вот тут уже придется танцевать от того, что есть в репертуаре у других исполнителей.

Маловероятно, что кто-то будет в спешном порядке выучивать новый номер к этому концерту. Если у кого-то что-то есть Баха, или современников, или сыновей – это другое дело. То есть, будем приспосабливаться.

Но есть исключение - скрипачка Юлия Борисова (солистка Курской государственной филармонии, артистка симфонического оркестра КГФ). Она согласна учить с нуля. Мы встречаемся с ней завтра вечером, и будем выбирать, какую из сонат Баха для скрипки и клавесина сыграем. И она готова специально для этого концерта это сделать.

Вопрос: - На каких клавишных инструментах, кроме органа, играли в те времена, когда Иоганн Себастьян Бах писал свою музыку?

Павел: - На клавесине как раз, на клавикорде. Уже в конце жизни Баха было молоточковое фортепиано.

Вопрос: - Сегодня уже упоминался сборник И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир». Объясни, что означает термин «клавир»?

Павел: - Название «клавир» общее для всего рода клавишных инструментов. Клавесин – это клавир, и клавикорд – клавир. Молоточковое фортепиано – это тоже клавир.

Вопрос: - Будешь ли ты 13 ноября что-то играть из «Хорошо темперированного клавира»?

Павел: - Не исключено.

Вопрос: - А чем отличается звук клавесина от звучания клавикорда?

Павел: - Клавикорд в жизни никогда не видел, но я себе представляю, что там более мягкий звук. И там можно делать эффекты крещендо и диминуэндо – это самое основное отличие. На клавесине нельзя, потому что здесь ровный звук и террасообразная динамика. А на клавикорде, если нажмешь сильнее, то звук будет громче. У клавикорда такое приятное звучание мелодичное – создать фон, а клавесин более драматический инструмент.

Креще́ндо (от итальянского crescendo) — музыкальный термин, обозначающий постепенное увеличение силы звука.

Диминуэндо — (от итальянского diminuendo) музыкальный термин, обозначающий ослабление звука, постепенный переход от громкого звучания к тихому (противоположность крешендо).

Террасообразная динамика - рельефное изменение громкости звука уступами при смене регистров или мануалов (клавиатур).

Геннадий: - На клавикорде играл Ленский в «Евгении Онегине».

Павел: - Садился он за клавикорды и брал на них одни аккорды…

Вопрос: - Часто ли в наши дни можно услышать клавесин?

Геннадий: - Сейчас нет практически клавесинных концертов, и в оркестровой музыке редко встречается партия клавесина, поэтому, используется он в концертной деятельности достаточно редко.

О клавесинах вкратце я что знаю, первое упоминание в литературе и первое изображение этого инструмента на картинах и фресках это 14-й век. До конца 18-го - начала 19-го века – это был главный инструмент. Потом, он уступил место роялю. В веке 19-м клавесин на целое столетие был забыт, а в начале 20-го века к нему снова начал возрождаться интерес.

Павел: - Гена знает то, что вообще никто не знает. Насчет 14-го века, я бы, например, никогда не сказал, что в то время они вообще были…

Геннадий: - Мне кажется, что в 18-м веке для клавесина уже практически ничего не писали.

Павел: -Почему? Я думаю, в 18-м ещё писали.

Геннадий: - Ну, в 18-м скорее всего да, а в 19-м точно уже ничего не писали.

Павел: - Просто, например, какие-то сонаты Бетховена или Моцарта в то время могли исполнять на разных клавишных инструментах, на том же клавесине или на молоточковых фортепиано, которые уже были. В зависимости от того, просто, какой инструмент был в наличии. Естественно, что вся музыка 19 века исключительно вся для фортепиано.

Вопрос: - Чем звук клавесина от фортепиано отличается?

Геннадий: - В фортепиано молоточки бьют по струнам, а на клавесине специальный механизм, что-то вроде перышка, который при нажатии на клавишу, дергает струну, как когда мы трогаем её пальцем. В этом есть определенное сходство с гитарой, или другими щипковыми инструментами.

Клавесин может звучать, как банджо :) В определенном диапазоне звук очень похожий получается.

Павел: - Очень важный момент, что от интенсивности нажатия на клавишу громкость звука не зависит на клавесине.

На рояле, если тихонько нажмешь – тихий звук, интенсивнее нажатие – громче. Здесь – бесполезно. Градация динамики достигается только за счет переключения регистров. То есть, на клавесине нельзя сделать такие эффекты, как крещендо и диминуэндо. За счет этого получается, что все остальные выразительные элементы музыки выступают на первый план. У рояля много динамических эффектов, связанных с педалью. Здесь их нет, поэтому структура музыки интонационная, ритмическая выступает на втором плане, звучание становится как бы более отстраненным, объективным. Клавесин - более интеллектуальный инструмент. Рояль - эмоциональный, а клавесин – разумный.

Вопрос: - Приходилось ли раньше играть на клавесине или это будет первый опыт? Есть ли разница в самом процессе игры на клавесине и рояле?

Павел: - На сцене на клавесине я никогда прежде не играл – это будет впервые. А вообще, сталкиваться приходилось.

Игра на клавесине и на рояле отличается. И чем ты больше заморачиваешься на этом, тем больше отличается. :) Я вот, когда первый раз присел поиграть, у меня была мысль, что удивительно, насколько легко. Но, чем больше на нём играешь, тем меньше создается ощущение этой легкости и простоты.

Вот, например, на рояле, ты берешь ноту и чуть-чуть призадел кончиком пальца соседнюю клавишу. Она даже не прозвучит, ты ее задел совсем немножко, и её не будет слышно. Если она и прозвучит, то настолько слабо, что никто не обратит внимания.

На клавесине – если уж нота звучит, то она звучит! Совершенно точно также, хоть ты бей, хоть просто задень. И поэтому, любая лажа… Это сразу весь аккорд меняется, всё сразу бросается в глаза.

Ещё отличие в размере клавиш - они же меньше на клавесине. Плюс к тому, естественно, немножко сбивает черный фон клавиш. Привыкли: белый фон -черные клавиши. И, по-моему, если ножки подставить, клавиатура будет находиться ниже, чем у рояля. Придется тогда ниже стул поставить, не знаю.

Клавиатура клавесина

Но зато, усилие при звукоизвлечении на клавесине меньше. На рояле труднее играть, потому что там надо больше силы прикладывать. А тут вот так… чуть-чуть её тронул, и она звучит.

Потом, отсутствие педали. Вот представь, что ты едешь на машине, привык, что у тебя ноги постоянно педаль чувствуют, здесь педали нет.

Вопрос: - А каким образом тогда регистры переключаются, если педали нет?

Здесь вот над клавиатурой два рычажка. Один отвечает за левую половину клавиатуры, другой – за правую. Не факт, что я буду его переключать. Возможно, придётся сыграть произведение, написанное в каком-то одном регистре, хотя, может и буду. Но это не трудно, это как страницу переворачивать.

Вопрос: - Расскажите, какие работы по реставрации были с инструментом уже сделаны, что еще предстоит завершить?

Геннадий:

- Работы были сделаны с этим инструментом такие:

- Произведена настройка профессиональным настройщиком.

- Реставрация внешнего вида: снятие старого лака – с наружной стороны, циклевка, вышкуривание, шпатлевка выбоин, вклейка разных отбитых частей.

После этого надо еще несколько раз пролакировать тонким слоем, вышкуривая каждый, чтобы получился заводской вид матовой полировки. Для того, чтобы удобно было работать, мы практически все металлические элементы, петли с корпуса сняли.

После каждой лакировки обязательно вскрываются вещи, которые надо подкрашивать. Прежде, чем можно будет наносить следующий слой лака, краска должна высохнуть. Только тогда можно снова лакировать.

Геннадий Пепёлкин

Вопрос: - Геннадий, сколько музыкальных инструментов вы уже таким образом восстановили?

Геннадий: - Не так много. Два пианино, рояль и вот этот клавесин.

Вопрос: - Чем эта работа отличается, например, от реставрации мебели?

Геннадий: - Вообще, реставрация – это дело, которое нервы успокаивает. Процесс этот не быстрый, но приятно, что потом твоя работа видна. Как и любая работа, она приносит удовольствие, когда всё происходит при хороших условиях, с хорошими инструментами и материалами.

В данном случае, поскольку, идея восстановить этот инструмент является больше нашей личной инициативой, материалы пришлось купить за свои деньги. Так как, никаких серьезных работ мы не делаем, потребовалось купить только лак, который в 600 рублей обошелся. Это хороший финский лак, надёжный.

Реставрация именно музыкального инструмента требует от мастера большей осторожности. И, по-хорошему, для этого требуется помещение более сухое, с более ровными характеристиками температуры и влажности. То, что мы с Пашей сейчас делаем, в полной мере это не реставрация. Мы внутри ничего не трогали, что касается механики. Это восстановление внешнего вида.

Павел: - Но работу по внутренней реставрации выполнили воронежские мастера. Они укрепили колки, которые плохо строй держали, какие-то определенные мелкие изменения они внесли.

Нам же предстоит его, как минимум, ещё раз пролакировать. Работу планируем закончить к концу этой недели.

Геннадий: - После реставрации этот инструмент займет достойное место в музее музыки под названием Курская областная государственная филармония.

Автор заметки:

Щедрина Марина - постоянный слушатель филармонии.

Прокомментировать

Follow us on Twitter! Twitter!

Форма Подписки на Рассылку

Последние записи

Рубрики

Календарь

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архивы

Облако меток