Окт
30

Первый Раз В Первый Класс! А Как Слушаете Классику Вы?

pict

Статья рекомендована к прочтению людям, не имеющим музыкального образования, начинающим слушателям филармонии, а также, той категории постоянных слушателей, которые хотели бы испытать что-то новое или немного по-другому взглянуть на посещение концертов классической музыки.

Музыкантов уважаю и очень люблю, поэтому, предупреждаю…

Предупреждение: во избежание побочных эффектов (головокружение, головная боль, депрессивное состояние, апатия, повышение артериального давления, снижение общего тонуса, потеря интереса к жизни) - Музыкантам Не Читать!

Иногда знаешь, как нужно делать правильно, но не делаешь этого. Это может происходить по самым разным причинам: не хватает времени или просто лень. Или когда знаешь наверняка, что с тебя никто не спросит, как ты поступил, и знал ли о том, как нужно это сделать правильно! Обычно, это и есть основная причина. Если это не обязательно, и с тебя отчета не потребуют, зачем тогда стараться и лишний раз себя чем-то утруждать?

Сейчас хочу рассказать как раз об одной такой вещи, касаемо концертов классической музыки, когда я знала «как правильно», но не делала.

Почему не делала раньше?

В общем, всё то, что написано в первом абзаце, относится и ко мне. Иногда имело место быть что-то одно, а временами, и всё перечисленное.

Почему решила сделать «как следует»?

Потому что, в один прекрасный день сказала себе: «Засранка! Ты же знаешь прекрасно, что прежде, чем идти на концерт классической музыки, следовало бы сначала ознакомиться с произведением, которое ты идёшь слушать!!! Знаешь, но не делаешь».

Всё бы ничего, ведь такое положение вещей меня, как слушателя, устраивало вполне. Ну не знаю я произведения, ну и что с этого? Иду на концерт и «знакомлюсь». Так тоже вполне успешно можно посещать вечера классической музыки. По принципу «каждый концерт как первый раз в первый класс». Или каждый концерт = своеобразный киндерсюрприз, когда не знаешь, что внутри.

Лично я так 3 года практически проходила, и было всё просто замечательно, и моя особа была довольна и счастлива! Но вот скажите, могла я хотя бы один единственный раз за это время «подсуетиться»? Наверное, всё-таки ДА. Тем более, что я 2 года из этих трёх пытаюсь писать анонсы к концертам филармонии и давать информацию о различных мероприятиях. Сначала - в рамках группы «Курская государственная филармония» ВКонтакте, теперь - на этом блоге. Поэтому, я и решила всё-таки поставить над собой этот эксперимент, т.е., сделать «как положено», чтобы потом рассказать о результатах.

Забегая вперед, говорю, что результаты мне очень даже понравились :) Правда, для этого мне понадобилось в конце  сентября этого года сначала взять себя за шкирку и как следует потрясти.

Еще раз повторюсь. То, о чем я пишу, делать НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, но желательно. Если попробуете, то сами убедитесь, что это совершенно другой уровень восприятия!

Каковы общие рекомендации из серии «Что желательно сделать, собираясь на концерт классической музыки?»

- Ознакомиться с биографией композитора или хотя бы некоторыми фактами из нее.

(В каком веке жил и творил? Из какой он страны? Какой вклад сделал в мировую музыкальную культуру? и т.д.)

- Прослушать, хотя бы 1 раз, произведение, которое будет исполнено на концерте.

Не обязательно бежать в магазин и покупать CD с записью нужного сочинения в исполнении какого-нибудь всемирно известного оркестра. Если читаете эти строки, значит, пользуетесь Интернет и для цели ознакомления с произведением вполне сможете отыскать подходящую аудиозапись. Пусть она окажется даже средненького качества, на данном этапе это не так принципиально. Другое дело, если, например, сочинение Вам настолько понравится, что Вы решите иметь его в своей домашней коллекции в высоком качестве.

Единственное уточнение уже от меня лично: слушать желательно все-таки непосредственно ушами, а не «задней мыслью» или подсознанием. То есть, я хочу сказать, что если включите музыку просто в качестве фона, будьте готовы, что если какой-то толк от этого будет, то незначительный.

«Слушать ушами» - это значит (в идеале) бросить все дела и просто сидеть и внимательно слушать! Это и сложно и просто в одно и то же время, поскольку не всегда удается бросить все дела. Слушать лежа тоже можно, но даю 90% гарантии, что до конца можете не дослушать - «отъедете» раньше. :) Особенно, если в конце дня слушаете.

Еще было бы неплохо, для полноты картины, сопоставить время написания произведения с фрагментом биографии композитора, соответствующим этому временному периоду. То есть, узнать, что происходило в жизни композитора в период работы над произведением.

Итак, на открытие 76-го концертного сезона я впервые пришла подготовленная (с выполненным домашним заданием :) ). То есть, я предварительно прослушала произведения, которые должны были быть исполнены на концерте. И вы знаете, это были совершенно иные ощущения!

Конечно, можно возразить, зачем идти на концерт, если я заранее и так все прослушаю? Тогда на концерте мне будет скучно слушать одно и то же, да еще, если и не в первый раз!

Могу заверить - скучно не будет! :-)

Единственное, чем, пожалуй, рискуете - это получить удовольствие от процесса.

Если вы не музыкант и не «матерый» (видавший виды) слушатель, :) думаю, что скучать Вам не придется.

Конечно, это все слова. А доказательства где? Обоснования??!

Сейчас всё будет! :)

Поскольку, речь идет о классической музыке, следует понимать, что она устроена гораздо сложнее, чем по принципу «три притопа два прихлопа», на котором построена почти вся популярная музыка. Для Вас, как слушателя, это означает, что Вы при всем желании не сможете запомнить, как звучит произведение целиком. Скорее всего, вы запомните только отдельные нюансы и наиболее понравившиеся Вам места и фрагменты, сколько частей в произведении, и как изменяется темп музыки от одной части к другой. И это Вам как раз здорово пригодится на концерте!

Какие преимущества это Вам обеспечит?

- Вы будете заранее знать, в какой части произведения звучит понравившийся вам фрагмент. То есть, Вы уже будете знать, где следует прислушаться повнимательней))).

- А еще, вы можете попробовать мысленно сравнить живое исполнение с тем, что слушали в записи. Занятие увлекательное. )))

Например, я обратила внимание, что в «Героической» симфонии, которая звучала на открытии 76-го филармонического сезона, участвует много духовых инструментов. И что они интересно взаимодействуют со струнными, а местами, как будто даже соревнуются с ними в искусности исполнения. Соответственно, на концерте, я уже более внимательно слушала духовые. Не знаю как остальных, но меня лично, духовики 1 октября порадовали - браво!

- Предлагаю еще одно занятие :) под названием «угадай солирующий инструмент». Как правило, в любом произведении можно, при желании, выделить сольные партии отдельных инструментов оркестра. Но для этого нужно хотя бы в общих чертах иметь представление о звучании этих инструментов, то есть, требуется определенный опыт. Намного легче проделать подобное, если с оркестром выступает солист или несколько солистов.

Можно, слушая запись примечать, что, например, сейчас, именно в этом месте, играет солист. Если солистов несколько, можно угадывать, какой инструмент сейчас солирует. Когда один инструмент-соло духовой, а другой струнный - это особого труда Вам, конечно, не составит. Но если, например, будут скрипка и виолончель, или два духовых, то уже не всё так однозначно! :) А когда будете в концертном зале слушать живое исполнение и, соответственно, иметь возможность ВИДЕТЬ музыкантов, то сможете проверить, насколько точно Вы угадали. Данное занятие поспособствует тренировке Вашего музыкального слуха.

Если у кого-то из читателей все же очень категорично встал вопрос: «Зачем предварительно слушать классическое произведение перед концертом, ведь тогда будет не интересно?» И возник он так, что никак его не обойти, тогда ответьте сами себе (только честно) на следующие вопросы.

На концерты популярных или любых других исполнителей НЕ академического жанра вы хотя бы иногда ходите?

А зачем вам туда ходить? Вам что радио, дисков или треков, скачанных и Интернета, недостаточно?

Вы что, разве не достаточно хорошо знаете содержание их песен и музыки?

Раз ходите, значит, чего-то вам недостает всё-таки. И готовы слушать их песни не только в первый, но, заметьте, и в сто двадцать первый раз! Даже если по радио чуть ли не каждый день слышите. И никого это не смущает и, заметьте, не останавливает.

Тогда почему Вы думаете, что классическая музыка не заслуживает того, чтобы ее «лишний раз» послушать? Ведь она, в отличие от подавляющего большинства жанров современной музыки, настолько богата содержанием, что в ней можно постоянно открывать что-то новое для себя!

Что же касается концертов филармонии, если прежде посещали вечера классической музыки как я, не особо вникая в то, какое же именно произведение предстоит слушать и в чем его особенность - предлагаю в качестве альтернативного варианта или для разнообразия немного подготовиться к концерту, а потом сравнить свои ощущения. Рекомендую!

Ближайший концерт симфонического оркестра КГФ состоится 13-го Ноября (Воскресенье).

В программе вечера:

- Л. Шпор Симфония №6 G-dur, ор 116 «Историческая»

- Xоакино Родригес Концерт для гитары с оркестром «Аранхуэс».

Дирижер - Эммануэль Ледюк-Баром (Франция)

Солист - Евгений Финкельштейн (гитара, г. Москва)

Билеты продаются в кассе филармонии.

Телефон кассы: 58-81-14.

Касса работает ежедневно с 10 до 19 часов.

Перерыв с 14:00 до 15:00.

2 коммент. к записи “Первый Раз В Первый Класс! А Как Слушаете Классику Вы?”

  • Григорий 9 Март 2012 - 23:20

    Очень верные и полезные советы! Думается, что определённый уровень подготовки, а попросту, уровень культуры необходим для восприятия любого произведения искусства. Если он (уровень) недостаточен, в лучшем случае мы получаем потерянное время и деньги за билет, а в худшем - Н.С.Хрущёва на выставке в Манеже.

    • Щедрина Марина 13 Март 2012 - 19:42

      Про уровень это все хорошо и правильно, только не совсем понятно, как его замерить. И определить заранее, хватит ли твоего персонального уровня для восприятия чего бы то ни было))))
      Крайние случаи, когда человека за руку поймали и насильно на концерт симфонической музыки привели, я здесь не рассматривала. Ясно, что такой слушатель ничего из перечисленного в статье делать не будет. Скорее всего, еще и в осадок выпадет, если ему это на глаза попадётся. Но если человек осознанно на концерт идёт или ему нравится звучание оркестра, например, или в принципе, живое звучание инструментов, мне кажется, в этом случае ситуации “с напрасно потраченным временем и деньгами” не возникнет. И не обязательно даже человеку обожать классическую музыку при этом или данное конкретное произведение. Хотя бы потому, что оркестр - это такой большой и сложный механизм с множеством всяких винтиков, гаечек и деталек… столько разных оттенков и сочетаний звуков!!!

Прокомментировать

Follow us on Twitter! Twitter!

Форма Подписки на Рассылку

Последние записи

Рубрики

Календарь

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архивы

Облако меток